Библиотека ``Звезды Ориона - Путь Ора`` |
|||||||
Валентин СидоровПротив течения
"Тот, кто считается с мнением или суждением толпы, никогда не поднимется сам выше этой толпы", - предупреждал Платон. Рерих неоднократно и, очевидно, не без умысла цитирует эти слова. Ведь его собственные суждения расходились, и нередко весьма резко, с общепринятой точкой зрения. О том же самом Шагале, например, он высказывался следующим образом: "...Надо думать, скоро молодежь потребует истинное искусство вместо крикливой мишуры в роде Шагалов. Недаром французы зовут его шакалом. Эта кличка подходяща для всей этой своры. Бывает, в нашем саду шакалы как завоют, как зальются визгом и лаем, точно бы случилось что-то серьезное. А на поверку были просто шакалы, даже охотники на них не зарятся. /... / Мишура дурного вкуса реет над миром мрачным предвестником. В ней зарождение всяких вандализмов - и активных, и пассивных. Психоз дурного вкуса - опасная эпидемия. Молодежь калечится, а на костылях далеко не уедешь". Отношение к Пикассо у Рериха было примерно таким же, как и к Шагалу. "Очевидно, по Европе прогуляются пикассизм и фюмизм, - пророчествует он, - Лишь бы идти по лучшим вехам, а всякий фюмизм, синкронизм, кубизм, фомизм, дадаизм, сурреализм, экспрессионизм, футуризм, всякие эфемериды пусть себе совершают свой однодневный путь. И сердиться на них не следует, они сами впадают в "ридикюль" (французское выражение, означающее "попасть в смешное положение" - B.C.). И запрещать их нельзя - они отражали состояние общественности". Любопытно, но опубликовать вот эти извлечения из писем Рериха, неизвестных широкой публике (а я предпринял эту попытку, вернувшись в Москву) оказалось, во всяком Случае на первых порах, делом безнадежным. Везде мне отказывали, причем подчас под благовидным предлогом: дескать, это может нанести урон престижу Рериха, поскольку он был не прав, поскольку он ошибался... Но действительно ли ошибался Рерих? Обратимся к судье, наиболее авторитетному и беспристрастному, а именно, к самому Пикассо. В шестидесятые годы художник - на недосягаемой вершине всемирного признания и славы. Он может позволить себе все, буквально все. Он может даже позволить себе такого рода признание. "....Я, начиная от кубизма и далее, доставлял удовольствие всем этим господам и критикам всевозможными экстравагантностями, которые приходили мне в голову, и чем меньше их понимали, тем больше мне поражались. И чем больше я забавлялся всеми этими играми, всеми этими загадками, ребусами и арабесками, тем больше приходила ко мне слава, а с ней и стремительность. А слава для художника значит: распродажа, прибыли, богатство. Сейчас я, как знаете, известен и очень богат, но, когда я остаюсь наедине с самим собой, у меня не хватает смелости видеть в себе художника в старом великом значении этого слова. Я - всего лишь развлекатель публики (выделено мною - B.C.), который понял свое время..." * * * Из письма Рериха. "Приходит вопрос: отчего сейчас так трудно все и везде, почему рассеялись, разбежались люди, зачем лишь односторонняя наука овладела умами? Не от того ли, что человечество задвигалось из одной пещеры в другую, обременилось переноскою своего скарба, засеменило, затопталось... Много всяких причин этого неслыханного смятения. В новые сосуды переливают старое вино. Уж не прокисло ли? И если кто-то принесет очень добрую весть среди суматохи переезда, пожалуй, ее выметут с ненужными клочками бумаги. Что же делать? Опять притулиться и молчать? Или вопреки очевидности громко твердить о подлинных сокровищах? Да, да, "дружно гребите во имя Прекрасного против течения". А коли засмеют, примите гоготание как похвалу гусиную - ведь иначе они не умеют. Ну, лишний раз вспомните Сократа, Аристида, Платона, Перикла и всех, на кого клеветали современники. Жаль, не сохранилась темница, в которой томился Фидий... Вообще какой назидательный музей ужасов, кунсткамера глупости могла бы сложиться во славу невежд. Но ведь одно невежество - случайность, второе - совпадение, а третье - уже привычка. Упаси от скверных привычек". * * * "Дружно гребите во имя прекрасного против течения." Строки эти принадлежат Алексею Константиновичу Толстому. Его стихами Рерих зачитывался еще в детстве. Особое впечатление произвели на него исторические баллады поэта. Они оказали непосредственное влияние не только на ранние стихотворные опыты, но и на само живописное творчество Рериха в период его увлечения сюжетами русской истории. Сохранился любопытный альбом вопросник, принадлежавший сестрам-художницам Шнейдер. Гостям их дома вменялось в обязанность дать ответы по пунктам полушутливой-полусерьезной анкеты. Заполнил эту анкету и Рерих, не забыв поставить в конце ее точную дату: 31 мая 1900 года. В ту пору ему было 25 лет. На вопрос: "Ваша собственная характеристика" - он отвечает одним-единственным словом: "Странник". Столь же однозначно-четкие ответы он дает и на последующие вопросы анкеты: - Ваше представление о счастье? В графе: "Ваши любимые писатели" - три имени: Л.Толстой, Гоголь, Рескин. А вот в графе: "Ваши любимые поэты" - лишь одно: А.Толстой. Стихотворение, строки которого Рерих приводит в своем письме, называлось "Против течения". Вот полный текст этого стихотворения, которое было программным для Рериха. 1
|
|||||||
|
|||||||
Звезды Ориона - Путь Ора © Copyright 2020
|