Библиотека ``Звезды Ориона - Путь Ора`` |
|||||||
Астрология и долголетие Валерий Туев Сергей КураповАстрология и долголетие
Глава 3. Примеры анализа космограмм долгожителей
Т.П. Карсавина
В качестве примера рассмотрим также космограмму великой русской балерины Тамары Платоновны Карсавиной (9.3.1885- 25.4.1976). Ее имя вошло в историю искусства в первую очередь в связи с блистательными сезонами "балета Дягилева" в Европе. Карсавина бsла словно создана для того, чтобы воплощать героинь фокинского балета. В 1910 году Париж был покорен Карсавиной-Коломбиной в "Карнавале" и "Жар-птице". Среди множества славных танцовщиц начала XX века Карсавина занимает особое место, потому что являла собой новый тип балерины. Она была не только одарена профессионально, но и умна, и интеллигентна. Смуглая, темноглазая Карсавина отличалась томной грацией манер. Пластика ее казалась незаконченной, чуть расплывчатой, а тень задумчивости загадочно сквозила в улыбке. Талант ее был словно бы создан для олицетворения темы таинственной красоты, не подвластной человеческим чувствам. Воспоминаниям о балете Карсавина посвятила книгу, изданную на английском языке в 1930 году. На русском она вышла в 1971 году. "Театральная улица" - важнейший документ об интересном, сложном и мало исследованном периоде в жизни отечественного балета до Октябрьского переворота. Достоинства книги - искренность тона, взгляд ровный, благожелательный, порой как бы со стороны. Для нашей работы мы использовали также воспоминания современников. Итак, будущая балерина родилась в семье танцовщика Мариинского театра Платона Карсавина. Интересно отметить, что ее братом был великий русский философ Лев Карсавин. Сложность ее натуры определяется расположением многих планет в Рыбах, стихией Воды, - много тайн. Жертвенность во имя идеи, доминирует не познание, а вера. Во многом она руководствовалась интуицией. Но мы уже выяснили в первой главе, что скопление планет в Рыбах способствует женскому долголетию. Венера в Рыбах - - самая сильная планета в данной космограмме (мы не будем утомлять читателя специфическими расчетами). Венера в астрологии отвечает за чувство красоты и гармонии. С такой сильной Венерой, как у Карсавиной, люди обладают большой склонностью к занятиям искусством. Будущая балерина чувствовала это с детства: "Идея быть балериной жила во мне уже задолго до того, как меня впервые привели в театр. Я испытывала к отцу глубокую нежность и каждый вечер с нетерпением поджидала его возвращения, чтобы засыпать вопросами о театре. Он не только рассказывал о разных событиях, но и изображал их, открывая передо мной неведомый мир, казавшийся мне таким сверкающим. Даже интриги и тревоги этого мира представлялись мне всего-навсего частицей его очарования, лишенного какой бы то ни было горечи". И уже учась в училище: "За годы, проведенные в училище, я нарисовала картину своей будущей жизни. Я хотела стать чистой жрицей Искусства, непорочной, безупречной, презирающей весь суетный мир". Один из важнейших факторов долголетия - профессия "по душе", и Карсавиной повезло, потому что мать мечтала увидеть ее балериной. "Для женщины, - говорила она, - это великолепная профессия, и мне кажется, что у девочки есть склонность к сцене: она обожает переодеваться и все время вертится перед зеркалом. Даже если она и не станет великой танцовщицей, все же молодая, хорошо воспитанная девушка не может нигде заработать больше, чем в кордебалете. И это обеспечит ей независимость". Однако отец никогда не разделял ее мнения. Венера в Рыбах, в экзальтации - принцип любви находит здесь свое наивысшее развитие. Многие знаменитости в искусстве имели Венеру в Рыбах (из долгожителей, деятелей балета - великий М. Петипа (1818-1909)). У этих людей ярко выражена любовь к прекрасному. Например, Карсавина любила красиво одеваться с самого детства: "Мы часто играли в лапту и в чехарду с крестьянскими детьми. Как и Лева, я смело лазила по деревьям, но это не нравилось маме, - я рвала в клочья сшитые ею легкие платьица. Однажды она рассердилась по-настоящему и заявила, что я ни о чем не думаю, разоряю ее и что она не может позволить себе такие расходы на новые платья. "Я буду одевать тебя в чертову кожу! Ты хуже мальчишки!". Эта угроза заставила меня расплакаться. Мысль о том, что я разоряю родителей, огорчала меня, а чертова кожа, грубая плотная материя, весьма мало привлекала меня: я любила выглядеть красиво и носить нарядные платья". Правда, это же положение Венеры наделяет еще и высокой чувствительностью, и сильной религиозностью. Вот что вспоминает Карсавина о своем детстве: "Моя театральная карьера вырисовывалась все более отчетливо, но радость от приближения столь долгожданного момента нарушалась религиозными сомнениями. Я прочитала Апокалипсиc, символический смысл которого совершенно от меня ускользнул, и мое волнение возросло. Ожидание вечного огня в день Страшного суда навевало на меня ужас. Постепенно я впала в такое нервное состояние, что часто помимо воли заливалась слезами. В конце концов я приняла великое решение: бежать из дому и поступить в монастырь, где неустанными молитвами должна всех спасти. Я поделилась своими замыслами с няней, которая обо всем предупредила маму, и однажды та села возле меня и заставила все рассказать. Я никогда не видела ее такой нежной". Избыточная чувствительность в детстве приводила к частым слезам, и любое наказание больно ранило ее. Подобное положение Венеры сообщает человеку мягкий, уживчивый характер, ослабляет эгоистические побуждения. Например, не все роли, которые ей предлагал С.П. Дягилев, были выигрышными, и все-таки не случалось, чтобы Карсавина капризничала. У нее был ровный характер. "Дягилеву для осуществления своих замыслов нужен был актерский "материал", молодой и покорный, из которого он мог бы лепить, как из мягкой глины. В большинстве случаев я была очень нетребовательной и покладистой". Эти черты характера помогали ей мириться и с бурным темпераментом М.М. Фокина: хореограф славился нетерпимостью, о чем свидетельствуют все, кто с ним работал. Это позволяло ладить с В.Ф. Нижинским, несмотря на возникающие в процессе работы разногласия. Александр Бенуа (1870-1960), великий художник и оформитель всех дягилевских балетов, отмечал в "Воспоминаниях о русском балете": "Тамара была самой надежной из наших ведущих артистов, и все ее существо отвечало нашей работе". Квадратура Солнца с Сатурном указывает на возникновение проблем в отношениях с родителями. Судьба Карсавиной могла сложиться совсем по-другому, потому что отец категорически не хотел, чтобы дочь стала балериной: "Ты не знаешь, о чем говоришь, матушка, - неизменно отвечал он жене. - Я не хочу, чтобы мой ребенок жил среди кулисных интриг. Кроме того, она, как и я, слишком деликатна и не сумеет защитить свои интересы". И если бы не настойчивость матери... С уверенностью можно сказать, что такого максимального самовыражения в другой профессии с такой космограммой трудно найти и человек прожил бы другую жизнь... Меркурий в Рыбах тоже весьма сильный в рассматриваемой космограмме. Несмотря на то, что он в падении в Рыбах, тем не менее меркурианские качества и черты занимали одно из важнейших мест в жизни и деятельности Карсавиной. Ум живет прежде всего ощущениями, верой и лишь потом логикой. Для человека характерно, так сказать, мифологическое сознание: ему трудно отличить реальное от нереального, особенно в ситуациях, когда нет объективного критерия. В этом случае некоторые астрологи рекомендуют делать ставку на Юпитер, т.е. на авторитет, что она и выбрала - Дягилев и Фокин! Для Карсавиной Дягилев был непререкаемым авторитетом. Она "безоговорочно верила ему", когда брошенным на ходу словом он раскрывал концепцию будущей роли. "Я грустно размышляла о том, что мог бы он сделать из меня, если бы попытался систематически развивать мой ум", - вспоминает актриса, но потом приходит к выводу, что именно такие "попутные уроки" и будили ее воображение, проясняли путь к созданию образа. Дягилев, хладнокровно ломавший любые отношения ради дела, сохранял в сердце верность Карсавиной. "Он всегда питал особую привязанность к Карсавиной, ассоциируя ее со славой своих ранних лет", - писал С. Григорьев, бессменный режиссер дягилевской труппы. "Он нуждался во мне, а я беспредельно верила в него. Он постепенно расширял горизонты моего художественного восприятия, воспитывал и формировал мои вкусы и взгляды - и все это без показных нравоучений, проповедей или философских речей. Несколько слов, брошенных им как бы мимоходом, словно луч света, вырывали из мрака ясный образ или новую концепцию. Именно эти беспорядочные и случайные уроки и подходили больше всего моему образу мышления: рассуждения и логика не оказывали на меня никакого воздействия - чем больше я рассуждала, тем бледнее становился образ, который я старалась раскрыть. Мое воображение разыгрывалось от легкого прикосновения к невидимой пружине, таящейся где-то в глубине души. Дягилев мог с удивительной мягкостью привести эту пружину в действие, чего я, увы, не умела делать: мой жизненный опыт был весьма незначителен, и трагические мотивы, содержащиеся в большинстве ролей, интерпретировались мною со значительной долей наивности. Как-то раз после репетиции, за которой он наблюдал из партера, Дягилев обронил несколько слов по поводу моего исполнения роли Эхо: "Не прыгайте, как легкомысленная нимфа: я вижу скорее изваяние, трагическую маску, Ниобею". И, подчеркнув последнее слово, ушел. И сразу же в моем воображении гулкие звуки этого трагического имени обернулись печальной поступью не знающего покоя Эхо. А Тамара! Роль, от которой я в отчаянии чуть было не отказалась. Мой наставник пришел ко мне специально, чтобы растолковать эту роль. "Немногословие есть сущность искусства, - заметил он. - Здесь достаточно мертвенно-бледного лица, сдвинутых в одну линию бровей". Вот все, что он сказал, но этого оказалось достаточно, чтобы я "проснулась" и в один миг поняла образ Тамары". Марс в Рыбах - воля направлена в духовные сферы, на активное разрешение внутренних проблем. Для человека характерно отсутствие внешней агрессивности. Вероятно, этим в жизни Карсавиной объясняется ее неумение и нежелание участвовать в интригах и прислушиваться к сплетням, на которые она просто не обращала внимания. Соединение Солнца с Меркурием сообщает человеку большую духовную силу и энергию. Воля становится инструментом для реализации духовных устремлений. Здесь же и соединение Солнца с Марсом - активность в проявлениях воли и мужество. Соединение Меркурия с Марсом говорит о способности к последовательному проведению решений в жизнь, о целенаправленности в работе. И вот что Карсавина пишет о том, как она работала: "Последние два года в училище прошли счастливо, в упорном труде. Передо мной стояла одна-единственная цель, и для достижения ее мне приходилось ежедневно преодолевать все новые трудности. Я вовсе не чувствовала себя заключенной в тюрьму и, в отличие от других воспитанниц, отнюдь не считала годы учения вычеркнутыми из жизни. Напротив, мне казалось, что времени, оставшегося для работы в училище, недостаточно, чтобы достичь поставленной цели". В 1904 году ее перевели в разряд вторых танцовщиц: "Для нас, честолюбивых, все интересы обыденной жизни отодвигались на задний план перед великим делом, которому мы себя посвятили. Мы не могли сидеть сложа руки. Одни из нас занимались в углу зала, другие - пробовали дуэтные поддержки и туры. Для меня репетиции являлись праздником: какое счастье быть принятой как равная в среду артистов, чьи имена вызывали во мне священный трепет. Улучив минуту, я нередко скрывалась в лабиринте Театрального училища и, отыскав свободный класс, в полной тишине, без посторонних назойливых взглядов, доверяя лишь самому беспристрастному судье - собственному отражению в зеркале, решалась на отчаянную дерзость, пытаясь выполнить комбинации движений, которые были мне еще не по силам. Ни падения, ни срывы не приводили меня в уныние, так как никто не видел меня, а наедине с собой я ощущала прилив безграничной смелости. Я ходила, ела, пила, одевалась, говорила - все под мелодии балетов, в плавном танцевальном ритме". Много планет в Рыбах - это часто искренняя вера в Бога: "Если я кончала уроки в театре раньше обычного, то отправлялась домой окружным путем. Проходя мимо Казанского собора, я не упускала случая, чтобы зайти в храм и поставить тоненькую свечку у чудотворной иконы". Интересно ее отношение к перепадам творческого настроения: "Кому не знакомо это странное ощущение: вы беспрестанно охвачены внутренней дрожью, а в сердце - пустота... У меня было собственное лекарство, оставшееся еще со школьных времен: "Господи, помяни царя Давида и всю кротость его!". Положение Юпитера во Льве заставляет во всем отталкиваться от чувств, пропускать все через сердце, дает максимализм. Такие люди любят иметь дело с настоящими, достойными авторитетами - в данном случае опять те же Фокин и Дягилев. Лилит в Козероге, в экзальтации. Астрологи отмечают, что человек должен идти к своей цели расчетливо и упорно, выбирая средства и сохраняя достоинство. Карсавина, без сомнения, отличалась этими качествами, что отмечают все, кто оставил о ней воспоминания. Сатурн в Близнецах - человек предварительно взвешивает каждое слово, выражается четко и ясно. Информационный же поток лишен легкости, любая информация приходит с большой тяжестью. В данном случае это можно было заметить в том, как трудно давалась ей математика, о чем она пишет. Она профессионально подходила к своему делу, очень любила его. Поэтому легко предположить, что ограничения, которые накладывает профессия балерины на человека, не тяготили ее. Из них она приводит первые, которые она получила от занятий с отцом до поступления в училище (тут уместно вспомнить о квадратуре Солнца с Сатурном, который указывает, что человек учится через отца труду и преодолению трудностей). "Так как большая часть дня была занята у него уроками, он работал со мной по вечерам. В его лице я приобрела очень требовательного педагога. Он следил за моими упражнениями без малейшего снисхождения, так что мне приходилось напрягать все силы. Если лицо у меня не покрывалось потом, значит, я прилагала недостаточно усилий. Аккомпанируя экзерсисам, отец наигрывал на скрипке различные мелодии - отрывки из балетов и опер, - часто при этом напевая и слова. Отец подстегивал меня безжалостными замечаниями. Я возмущалась, когда он, правда довольно редко, прерывал меня ударом смычка. Педагог старой школы, отец полагал, что ученик распустится, если его не держать в тисках железной дисциплины. Он заставлял меня отрабатывать каждую деталь с величайшим старанием. Однажды мне стало очень жарко, захотелось пить, и я глотнула чая из стакана отца, пока он, повернувшись ко мне спиной, показывал какое-то па. Отец заметил это и сделал мне строгий выговор. "Ты навсегда собьешь себе этим дыхание", - сказал он. Отец запрещал мне также садиться сразу после урока, объясняя, что колени слабеют, если внезапно после сильного напряжения распустить мускулы. Поэтому, одевшись, я должна была некоторое время ходить взад и вперед по комнате, прежде чем получала разрешение сесть и напиться". "Как-то вечером, репетируя на сцене вместе с Кшесинской (легендарная Матильда прожила 99 лет - авт.), я выразила беспокойство, увидев, как лихорадочно блестят ее глаза. "О! - воскликнула она, - я умираю от жажды! С самого утра у меня во рту не было ни капли воды, но я не могу себе позволить хоть глоток до выступления". Ее выдержка поразила меня. Время от времени я возвращалась с репетиции домой пешком, чтобы на сэкономленные деньги купить себе во время перерыва бутерброд. Услышав слова Кшесинской, я решила тотчас отказаться от этой привычки. В ученические годы я обожала Матильду и малейшее ее замечание было для меня законом". Северный узел в Весах. Астрологи утверждают, что человеку надо стремиться к равновесию, спокойствию, гармонии в отношениях с людьми и окружающим миром. Необходимо воспитывать в себе выдержку, доброжелательность, помнить о том, что все действия должны быть завершенными, спокойными. Надо научиться терпимости, развивать ум. Все воспоминания о Карсавиной как раз и говорят о ее удивительном даре спокойствия и умения вносить гармонию в окружающий мир. Сатурн в квадрате к соединению Солнца, Меркурия и Марса дает много проблем. Карсавина пошла по пути основному - развития своего профессионального мастерства, раскрытия своего предназначения, своего Я. Человек с таким аспектом добивается всего в жизни только своим тяжелым трудом и строгой дисциплиной, и это типичный пример, ибо прима-балерина - это прежде всего каторжный труд... Сатурн в квадрате к Солнцу ко всему прочему плох для здоровья - дает склонность к повышенной утомляемости, хроническим заболеваниям. Так оно и случилось в жизни Карсавиной: "В те годы (1896) я страдала малокровием и быстро уставала от репетиций. Меня очень волновала мысль, что плохое состояние здоровья помешает мне с блеском выступить на школьном спектакле. Маму беспокоила моя худоба, и она принесла однажды укрепляющее вино. Некоторое время мне удавалось его прятать то в своей тумбочке, то под шалью. Пришлось давать его пробовать всем подругам, и вкусное сладкое вино быстро убывало. В один прекрасный день классная дама обнаружила бутылку. Она была чрезвычайно шокирована, решив, что у меня склонность к алкоголизму. Придя ко мне на свидание, мама ей объяснила, в чем дело, и тогда было принято компромиссное решение: получив одобрение нашего врача, вино передали на хранение в лазарет и выдавали мне перед каждой едой. В последнем классе я пришла в отчаяние, увидев, как врач училища сокрушенно покачивает головой: по его мнению, я никогда не наберу достаточно сил, чтобы быть танцовщицей. В отличие от моих подруг, становившихся багрово-красными после утомительных уроков, я, наоборот, делалась бледнее обычного. Бледность у меня являлась признаком волнения. Однако постепенно молодость брала свое. Суровый режим, простая, здоровая пища, прогулки, периодические курсы лечения - все это помогло побороть анемию". Тригон Луны с Юпитером является укрепляющим здоровье и благосостояние фактором, особенно для женщин. Северный узел в соединении с планетой дает планете окраску Юпитера, т.е. благоприятную. В конкретном случае соединение Урана с Северным узлом дает неожиданные изменения в социальных отношениях окружения, неожиданные шансы в профессии от внедрения нового... Вероятно, этим аспектом определяется то, что она откликнулась на предложение Фокина и Дягилева на их новые постановки, хоть поначалу и на вторых ролях, что принесло мировую славу всему русскому балету и ей в первую очередь как примадонне всех дягилевских концертов в Европе.
|
|||||||
|
|||||||
Звезды Ориона - Путь Ора © Copyright 2020
|