Библиотека
``Звезды Ориона - Путь Ора``

Астрология и долголетие Валерий Туев Сергей Курапов

Астрология и долголетие
Психология и астрология долгой жизни

Заключение

"Люди со скверным
характером долго не живут."

Абхазская поговорка

Мир устроен иерархически, как пирамида, стоящая на неизменном основании - идее Творца. Поэтому мы данную работу представляем как астрологическую попытку приблизиться к тому, что наиболее важно в здоровье и творческом долголетии человека.

Конечно, проблема долголетия сложнейшая и включает множество различных обстоятельств, например, наследственность. Но мы ставили конкретную задачу - расчет и первое приближение к общим тенденциям в космограммах долгожителей.

В начале работы мы по многим доступным литературным астрологическим источникам собрали гипотезы, объясняющие астрологические предпосылки здоровья и долголетия. И практически ни одна из них не оправдалась. Трудно комментировать это, но медицинской астрологии нужен, вероятно, научный, более серьезный статистический подход. И при решении конкретной задачи необходима совместная работа с профессионалами в данной области (допустим, в медицине или в биологии).Такое взаимодействие обогатит и конкретную область науки, и астрологию.

В соответствии с астрологическим портретом долгожителя каждый может выбрать и укрепить в себе полезные привычки и наиболее приятные качества, которые в нем заложены, но недостаточно проявлены и развиты. Максимумы в распределении планет по знакам, а также наиболее значимым аспектам укажут направления самосовершенствования. И, наоборот, надо контролировать проявления минимумов выбранных нами космограмм.

В СССР на протяжении многих десятилетий проводились работы по изучению психологических особенностей долгожителей. Эти исследования заслуживают самого пристального внимания, так как информация была получена от лиц, достаточно психически и соматически здоровых. Таким образом, как бы автоматически из сферы исследования "выпали" менее психически и физически "сохранные" старики и долгожители. Стало быть, подбор контингента в этом отношении можно считать вполне адекватным.

Большинство 90-летних (и старше!) опрашиваемых легко вступали в контакт, охотно сообщали сведения о себе и с готовностью выполняли весь комплекс программы обследования.

Многие из обследованных долгожителей считают себя здоровыми, свое самочувствие оценивают как вполне удовлетворительное и не обнаруживают в этой связи признаков озабоченности, хотя те или иные заболевания имелись почти у всех старых людей. В ряде случаев исследователи столкнулись даже с устойчивым отрицанием стариками имевшихся у них очевидных физических недомоганий.

Читатель может сам убедиться, что выявленные максимумы в распределении планет и аспектов и составленные в соответствии с этим астрологические характеристики очень схожи с уже сейчас выявленными особенностями долгожителей: "идеальная норма" психического здоровья, любовь и одновременно серьезное отношение к жизни.

Более чем в половине случаев исследователи отмечали у долгожителей легко обозначенную конституционную гипертимию (повышенное настроение), которая создавала общий повышенный эмоциональный фон и повышала личный тонус. Для стариков было характерно чувство юмора. А ведь в Библии сказано - "веселое сердце исцеляет". Вспомним поговорки: "Сердитый человек рано стареет", "Злясь - стареют, смеясь - молодеют". Исследования подтвердили, что оптимизм и веселость повышают в организме число иммунных клеток.

Применение цветового теста Люшера, предназначенного для изучения эмоциональной особенности личности, при исследовании старых людей и долгожителей в сравнении с другими возрастными группами показало, что, чем старше испытуемые, тем чаще они предпочитают самые яркие, насыщенные цвета теста Люшера - красный и желтый. В то же время долгожители чаще отвергали зеленый и коричневый цвета, чем более молодые люди. Это свидетельствует об эмоциональной стабильности, душевном равновесии, малой невротичности большинства лиц старше 80 лет. Усредненная ранжировка цветов, выбранная старыми людьми, близка к той последовательности цветов, которую М. Люшер считает оптимальной для психически функциональной личности и которая представляет своего рода "идеальную норму". Последовательность эта такова: оранжево-красный, ярко-желтый, сине-зеленый, фиолетовый, темно-синий, коричневый, серый, черный. Усредненные раскладки у других возрастных групп значительно дальше от этой оптимальной ранжировки.

Психологическое здоровье, характерное для группы долгожителей, проявляется: 1) в эмоциональной стабильности (астрологическим языком - это внутренняя уравновешенность янской и иньской энергий, что является одним из значимых результатов наших исследований). Отметим, что гармонизация инь и ян была, пожалуй, ведущим принципом даосской практики; 2) в доброжелательном отношении к окружающим, общительности, хорошей приспособляемости к своей микросреде, в широких социальных связях и в самом характере этих связей. Им присущ довольно широкий круг интересов, включая литературу, радио, телевидение. У них нет чувства одиночества, вырванности из социальной среды. В Абхазии успех человека в жизни определяется количеством дружественных ему людей в собственном доме, в роду и в обществе (астрологическим языком - это поведение характерно для человека с Юпитером в Весах); 3) в высокой степени адекватности самовосприятия и внутренней неконфликтности, отсутствии раздражительности, недовольства, низком уровне личностной тревоги, и, как следствие, в низком уровне ситуационной тревоги (такая характеристика похожа на Марс в Весах, а также на все максимумы аспектов Марса); 4) в темпераменте - они скорее сангвиники, экстраверты, их переживания носят более поверхностный характер, чем у обычных людей. Пожалуй, похожий тип психики и у людей с Меркурием в Весах; 5) в психологической гибкости: они сравнительно легко приспосабливаются к изменениям жизненных обстоятельств и устойчивы к стрессам, не склонны к конфликтам и сутяжничеству, обладают низким уровнем притязаний. Это во многом совпадает с характеристикой знака Весов.

Почти все они сохранили в значительной степени активный образ жизни, выполняли посильную домашнюю работу и т.п. Здесь следует отметить всеобщее трудолюбие долгожителей. Около половины всех опрошенных стариков считают, что их труд в течение жизни был достаточно тяжел в физическом отношении и "интенсивен" по степени напряжения.

Некоторые исследователи склонны даже из всех признаков именно удовлетворенность работой считать важнейшей предпосылкой долголетия.

Изучая воспоминания долгожителей, мы увидели, что они полностью отдаются своему делу, "растворяются" в нем, испытывая при этом эйфорические состояния. В том, чем они занимаются, они находят ощущение абсолютной полноты жизни. Это их внутренняя самореализация, поэтому они отличаются внешним и внутренним спокойствием и уравновешенностью. Вспомним, как на эту тему писал А.Ф. Лосев.

Сейчас возникли новые направления науки - психонейроиммунология и психонейроэндокринология. Представители этих отраслей исследования показали, что настроения и чувства человека "доводятся" до самой последнй клеточки организма.

В мозгу появляются вещества, выделяемые при удовлетворении от хорошо сделанной приятной работы (опиаты-эндорфины). Они дают человеку чувство восторга, успокоения. Люди испытывают чувство освобождения и расслабленности, исчезает разлад между внутренним и внешним Я. Эндорфины помогают нам избавиться от боли, стресса, паники.

При этом организм вырабатывает больше серотонина, который обладает свойством уравновешивать характер, делать сон крепким.

Может быть, любимая работа, выполняемая на протяжении всей жизни с постоянной любовью и отдачей, сродни медитации и долгожитель живет в состоянии постоянной медитации?!

Вероятно, при работе надо испытывать не муку, а наслаждение, не расходовать себя, а заряжаться! Вот как писала об этом М.С. Шагинян: "Счастье двух-трех часов творческого одержания, когда, как любили говорить романтики прошлого века и сам Гете, демон ваш ведет человеческой рукой почти бессознательно, почти без участия засыпающего и как бы погруженного в сказочный сон мозга! Всякий раз трепещешь, что оно не повторится. И всякий раз переживаешь возврат его, как электрическую искру от трения, - работая, работая, хотя бы на разрыв, в корзину, пока не вспыхнет и не потечет творчество. Честно могу признаться, что лишь эти "искры", рожденные упорной работой, и то, что явилось следствием творческого горения мозга, я оставляла не уничтоженным.

Итак, важный вопрос - творчество и долголетие. На эту тему прекрасно писал Н. Казино. Толчком для раздумий об их взаимосвязи послужило для него знакомство с двумя людьми - Пабло Казальсом (1876-1970) и Альбертом Швейцером (1875- 1965).То, чему он научился у этих людей, оказало на него огромное влияние.

Он познакомился с Пабло Казальсом за несколько недель до его девяностолетия. Маэстро просыпался около восьми утра и с помощью своей очаровательной молодой жены Марты готовился к встрече с наступающим днем. Из-за многочисленных физических недугов ему было трудно одеваться самостоятельно. Видя, с каким трудом он передвигается, как держит руки, Казинс решил, что у него ревматоидный артрит. Его затрудненное дыхание указывало на эмфизему легких. Он появился в гостиной, опираясь на руку Марты. Сильно сгорбленный. Голова наклонена вперед. Передвигаясь, он шаркал ногами. Руки распухшие.

Войдя в гостиную, он направился не к обеденному столу, а к роялю - это был его ежедневный ритуал. Медленно, с трудом он опустился на табурет перед инструментом и с явным усилием поднял над клавиатурой свои распухшие руки с искривленными пальцами.

"Я не был подготовлен к чуду, которому предстояло свершиться. Его пальцы медленно разомкнулись и потянулись к клавиатуре - так почки растения тянутся к солнечному свету. Спина распрямилась. Дыхание, казалось, стало свободным. И вот пальцы коснулись клавиш. Зазвучали первые такты "Хорошо темперированного клавира" Баха в удивительно проникновенном и сдержанном исполнении. Я забыл, что Дон Пабло еще до виолончели в совершенстве овладел несколькими музыкальными инструментами. Во время исполнения он тихонько напевал, а когда рояль умолк, сказал, что Бах обращался к нему вот сюда - и он приложил руку к сердцу.

Потом он погрузился в концерт Брамса; пальцы его, теперь уже гибкие и сильные, бегали по клавишам с поразительной быстротой. Все существо его словно слилось с музыкой; от скованности и неподвижности не осталось и следа; грациозные гибкие руки казались полностью исцеленными от артрита.

Окончив исполнение концерта Брамса, он самостоятельно поднялся из-за инструмента; теперь это был куда более прямой и высокий человек, чем тот, который вошел в комнату. Уверенным шагом он подошел к столу, завтракал с аппетитом, оживленно разговаривал, а после еды отправился на прогулку к морю.

После обеда он вздремнул, а когда встал с постели, все вернулось снова - сутулая спина, шарканье, распухшие руки. На сей раз он играл на виолончели.

В один и тот же день я дважды оказался свидетелем чуда. Человек, доживший почти до 90 лет, пораженный недугами старости, смог, пусть на время, забыть обо всех своих страданиях. В том, как это у него получалось, не было никакой мистики - такое повторялось ежедневно. Творчество для Пабло Казальса было истинно целебным источником.

Физически Дон Пабло был слабого, почти хрупкого телосложения, но по силе духа и творческих возможностей это был гигант среди окружавших его людей. В общении он был обаятельным человеком, немедленно откликался на заботы и проблемы своих друзей и знакомых. Без суеты и лишних слов, искренне, от всего сердца."

П. Казальс: "В каждом из нас заложены порядочность и доброта. Если мы прислушиваемся к себе и будем действовать в соответствии с ними - мы дадим жизни, миру то, в чем они нуждаются больше всего. Это не так сложно, хотя и требует известной храбрости. Человек должен проявлять мужество, чтобы прислушиваться к своей доброте и действовать в соответствии с ней. Достанет ли у нас мужества оставаться самими собой? Вот в чем суть".

Бах был ему ближе любого другого композитора: "Для меня Бах - великий романтик. Его музыка волнует меня, возвращает мне ощущение полноты жизни. Каждое утро, просыпаясь, я с нетерпением жду встречи с его музыкой". Еще для Казальса прекрасной, захватывающей душу музыкой была вторая часть квинтета Моцарта для кларнета.

Но самое близкое для него сочинение написал Брамс - это квартет Си-бемоль-мажор. "Наверное, для каждого музыканта существует на свете музыка, обращенная к нему лично, музыка, которая, по его ощущению, затрагивает каждую клеточку его существа. Именно так я воспринимал Си-бемоль-мажорный квартет Брамса после первого же исполнения мною этого сочинения. И всегда считал его своим".

А вот и чисто астрологическое чудо в изложении Дона Пабло: "Особенно поразило меня одно совпадение. Оказывается, Брамс начал работу над своим квартетом за девять месяцев до моего рождения. Ровно через девять месяцев она была завершена. Мы появились на свет в один и тот же день, месяц и год". Отметим, что существуют несколько гипотез долголетия, связывающих этот феномен с некоей частотой, мелодией нашего существа.

Друг Пабло Казальса, Альберт Швейцер также ежедневно играл Баха. Его любимыми сочинениями были Токката и Фуга до минор для органа. Музыка действовала на Швейцера так же, как и на Казальса - возрождала, обновляла, захватывала. Музыка была для него лекарством.

Мы полагаем, что представленный в данной книге материал имеет и практическую ценность, о природе одни и те же причины с железной необходимостью вызывают одни и те же действия. Человек же может пересмотреть содеянное и, хотя условия не изменились, поступать иначе. Он может "отменить" время, изменить его ход", - писал И. Кант.

Современная психология во многом подтверждает это положение. Психологи неоднократно устанавливали связь личности и заболевания. Общепринято, что существует два типа людей, склонных к заболеванию раком или ишемической болезнью сердца (ИБС) и отличающихся друг от друга специфическим личностным рисунком. Единственное, что их роднит - неустойчивость перед стрессом, предрасположенность к краху, сильная эмоциональная реакция на всевозможные волнующие факторы.

Рак угрожает тем, кто, испытывая сильные чувства, редко показывает их, давит переживания внутри себя, одновременно поддаваясь ощущению страха, беспомощности, безнадежности.

ИБС же подстерегает тех, кто, наоборот, реагирует на стресс открыто, бурно, но, как правило, злобно и агрессивно. "Но я не очень верил в серьезность таких результатов, - говорит доктор Ганс Юрген Айзенк, крупнейший современый психолог, профессор Лондонского университета. - Дело в том, что испытуемые уже были больны, и болезнь могла отразиться на их личностных характеристиках. Нужны были точно здоровые люди на момент начала исследования. Сначала выявление личностных качеств, затем - процесс длительного наблюдения: кто чем заболел и от чего умрет. И вот югославский доктор Гросал Матичек взялся за этот сложнейший эксперимент. Он у себя на родине, в небольшом городке обошел чуть ли не все дома, выбирая в каждом самого пожилого члена семьи и предлагая психодиагностический опросник. Выявив с его помощью несколько опытных групп, среди которых были и различные типы здоровых людей, и интересующие нас "группы риска" по раку и ИБС, доктор Матичек осуществил семилетнее наблюдение за изменением их здоровья. И что же - из "ракоопасной" группы большинство действительно умерло от рака в процентном соотношении 46:8. Из второй, "сердце-опасной", от ИБС в соотношении 30:6.

С 1972 года югославский профессор совместно с Айзенком в германском Гейдельберге разрабатывают терапевтический метод, который выработал бы у пациента устойчивость к стрессу. Они учат людей более свободно выражать свои эмоции, не угнетая организм.

Доктор Айзенк просит отличать метод поведенческой терапии, который они разрабатывают, от "утопий" Фрейда, как он выражается, ибо его методика основана на прочном фундаменте великого учения И.П. Павлова о формировании условных рефлексов. "Когда я предложил это, все психиатры вышли из себя: люди не собаки, у них чувства и переживания усложняют процесс внушения... Тем не менее с помощью этого метода можно формировать не только поведенческие и пищевые навыки, но и эмоции.

Доктор Г. Айзенк подчеркивает, что поведенческая терапия находится в самом начале своего развития в отличие, скажем, от психоанализа, которому уже сто лет.

Работы ведутся по тщательно продуманной методике, с проведением сеансов десенсибилизации (снижения тревожащей чувствительности, общей тревоги), релаксации (расслабления) и других психотерапевтических мероприятий. В детской клинике, например, наблюдалось 73% стабильного улучшения состояния, где классическая терапия за десять лет принесла те же результаты, что и в контрольной группе, оставшейся без лечения.

"Дело обстоит очень просто. Нет смысла нервничать и истязать себя проблемами, которые мы не можем разрешить. Но переживания каждого из нас можно адаптировать в эмоционально открытую и социально приемлемую форму. Это и есть предмет поиска поведенческой терапии. Мы разбираемся с конкретной ситуацией, с тем, что вызывает у человека взрыв неуправляемых эмоций. Многие люди не могут рационально решать свои проблемы. В режиме саморассуждения, диалога мы находим такое решение".

Научный результат базируется на строгом эксперименте. Сто абсолютно здоровых людей первого типа (склонных к раку) были разбиты на 50 пар, схожих по полу, возрасту, темпераменту и другим возможным данным. Один шел в терапевтическую группу, другой - в контрольную жить своей обычной жизнью. То же самое - пациенты второго типа (склонные к ИБС). Итак, в каждой категории - 2 команды: 50 на 50.Казалось бы, на пустом месте, когда еще не было и намека на болезнь, с совершенно здоровыми людьми начали проводить по 15 часов профилактической терапии в неделю. Учили жить, управляя своими эмоциями. Кстати, других привычек, таких как никотин и алкоголь, это не касалось, подчеркивает профессор.

Прошло 13 лет. Результаты: в контрольной группе умерли от рака 16 человек. В терапевтической - ноль. От ИБС: в контрольной группе - 16, в терапевтической - 3.Были заболевшие и другими болезнями, и здесь соотношение аналогичное. Но и этим психологи не ограничились, взявшись продлить жизнь тем, кто уже смертельно болен. Это были больные раком легких, желудка, женщины с опухолью груди. Согласившиеся на поведенческую терапию прожили дольше - в одних случаях месяцы, в других и годы.

Итак, оказалось важнее, что за человек болен той или иной болезнью, чем какая болезнь у человека. С психологической составляющей оказались связаны чисто физиологические процессы. Связь эмоциональность - риск заболеваний прослежена полностью.

Г. Айзенк все же внес небольшое уточнение в павловскую теорию. И. Павлов считал, что любой стимул вызовет условный рефлекс, однако здесь намечено некоторое отличие. По результатам исследований люди бессознательно больше боятся маленьких животных (мышеи, крыс), высоты, темноты, обширных и замкнутых пространств. Но не боятся реально опасных автомобилей, электроприборов, других механизмов, требующих повышенных мер безопасности. Эта готовность к формированию условного рефлекса от одних стимулов больше, чем от других, осталась с древнейших времен, когда первобытному человеку грозили хищники в темном лесу, ядовитые животные, падение с высоты и другие чисто природные опасности, запечатленные в глубинах сознания. А если так, то почему бы нам не предположить, что и природные астрологические ритмы, которые существуют всегда параллельно с человеком с момента его появления на Земле, не несут столь же глубинные зависимости и взаимосвязи?

Мы привели такие большие выдержки из работ Г. Айзенка потому, что это доказывает решающую роль нашего сознания для здоровья и, в конечном итоге, для продолжительности жизни. Эти наблюдения показывают, что правильно выбранные привычки, соответствующие природе человека, способствуют укреплению здоровья.

Исходя из этого мы считаем, что если любой читатель книги найдет, что наши доводы и выводы справедливы и достоверны, то может активно культивировать в себе те черты характера долгожителя, которые обеспечили бы ему долгую жизнь. "Как бывает правильно поставленный голос, так бывает и правильно поставленная душа", - говорил отец Александр Ельчанинов, священник и педагог XIX века.

У каждого человека начальные условия не идеальны, и человек должен это чем-то компенсировать. Мы должны иметь мужество осознать и полностью принять все составляющие компоненты нашей личности, "хорошие" и "плохие". Это - лучшее, что мы можем сделать для нахождения собственного пути, для максимальной реализации собственного потенциала и достижения душевного мира.

Пример на эту тему - та же М. Шагинян. У нее в карте был слабый Сатурн (в Раке), но как она вырабатывала в себе главные качества этой планеты - систематичность, дисциплину, порядок в работе, священное отношение к отпущенному времени - вы уже читали. В результате лучшие качества Сатурна проявились в ее жизни в полной мере.

В сущности есть только один путь - движение вперед. Для реальных шагов важно четкое осознание задачи. Лишь тогда мы можем направить свой рост в нужном направлении, постепенно соединяя разрозненные черты личности в единое целое. "Соединение духа и телесной формы - это великая тайна, и когда она разгадывается, то количество отпущенных лет сравняется со сроками Неба и Земли" - так красиво говорили на эту тему древние даосы.

И в этих проблемах уже на протяжении многих тысяч лет помогает человеку астрология. Вот как поэтично видел задачу астрологии один из крупнейших астрологов, Ян Кефер:

"Мы всегда удивляемся красивому цветку. Его сотворила природа, а садовод лишь зоркостью своего искусства повлиял на ее ход. Здесь добавил влаги, там ее убрал, увлажнил верхний слой почвы, обеспечил тепло, и природа под его надзором создала цветок более великолепный, чем тот, который она создала бы сама.

Человеческую судьбу также творит природа. Человек не может избежать ее влияния. Но своим духом он может окружить ее удобным пространством и способствовать тому, чтобы она развивалась в соответствии с его мысленным видением. Он должен сделать все то, что делает искусный садовод. Природа и здесь послушна воле мастера и своими силами творит жизнь совершенную и полную".

Мы полагаем, что долгожители являются "близкой к идеальной" моделью человека, к которой должны стремиться все люди. Это особенно важно для современного общества, где ослабли семейные, традиционные формы воспитания, и каждый человек как бы заново, практически забыв опыт человечества в накоплении здоровья, бросается в омут жизни, в основном состоящей из бурных страстей, эгоизма, себялюбия и т.п.

Мы надеемся, что, прочтя книгу, читатель задумается о своей жизни. И если он мыслит стратегически и хочет прожить дольше, и, главное, с хорошим психологическим и, как следствие, физическим самочувствием, ему не остается никакой альтернативы, кроме как "выбрасывать" неудачные психологические блоки поведения, которые, как вы уже поняли, имеют первопричину в нашем гороскопе, и постепенно заменять их на те, которые свойственны долгожителям.

Используя здравый смысл и внутреннюю дистанцию, можно приложить сознательные усилия к преодолению неблагоприятных ролевых стереотипов, расширив этим свои личностные возможности. Это, по нашему мнению, облегчит ваши отношения с другими людьми и будет способствовать более полной и достойной жизни, лишенной мелких проблем и т.п.

Психологи, используя специальные тесты среди сельского населения Абхазии, установили, что долгожители склонны считать все, что происходит в их жизни, результатом своих собственных действий, а не каких-либо внешних сил. Люди такого типа встречаются чаще всего среди физически и психически здоровых стариков. Поэтому вполне возможно, что кандидатами в долгожители являются личности, берущие на себя ответственность за все, что с ними происходит в жизни, и чувствующие себя хозяевами своей судьбы.

Только от нашей внутренней силы зависит, проявляем ли мы целеустремленность и решительность, способны ли направлять свою энергию по собственному усмотрению или же чувствуем себя жертвой внешних обстоятельств. В идеале каждый из нас должен чувствовать себя творцом своей судьбы. Успех зависит от нашего отношения к жизни. То же самое подтверждает народная мудрость: "Как проведешь ты на свете жизнь, так она и пройдет".

Академик А.А. Микулин (1895-1985) писал: "Большинство наших недугов - причина лени, безволия, малой двигательной активности".

Например, если проявления вашего характера близки к проявлениям Меркурия в Близнецах и вы, честно посмотрев вглубь себя, решитесь его исправить и "заменить" на те блоки, которые характерны, например, для Меркурия в Весах, то через месяц-другой обязательно почувствуете приятные результаты.

Другая альтернатива. Одна из абхазских долгожительниц свое долголетие объясняла умением быть терпимой. Она не позволяла себе ни при каких обстоятельствах раздражаться, волноваться из-за мелких неприятностей, а к крупным старалась относиться философски. "Если меня что-то беспокоит, я сразу полностью не расстраиваюсь. Я начинаю беспокоиться "постепенно", растягиваю, так сказать, мое беспокойство на долгий промежуток времени, чтобы при этом сохранить контроль над собой, спокойствие и философский подход. Таким образом я защищаюсь от чрезмерных страданий и напряжения. Главное - казаться другим спокойной, сдержанной. Этому я научилась у своих родителей".

Отметим, что абхазские долгожители гордятся своей сдержанностью - мелкие ссоры и брань рассматриваются как ненужное раздражение и бессмысленная трата времени...

Говоря о профессиях, сама принадлежность к которым способствует продлению жизни, прежде всего следует назвать балет. Мы считаем его одним из немногих современных видов человеческой деятельности, который может привести к долголетию. Здесь любимая работа возможна только при прекрасной физической форме, и таким образом стимулируется забота о здоровье.

Итак, балет - это прежде всего серьезные ограничения в питании. В геронтологии доказано, что это - самый мощный фактор здоровой, долгой и активной жизни. Потом постоянный тренинг, причем, в отличие от спорта, в рамках физиологического стресса, ибо перетренировка сразу же сказывается на пластике, музыкальности движений и т.п. Кроме того, постоянное пребывание в атмосфере прекрасной классической музыки.

Видимо, не случайно среди балерин так много долгожительниц, поэтому следует более внимательно отнестись к их профессиональным привычкам. Может быть, полезная привычка балерин не садиться на стул сразу после физических нагрузок поможет нам сохранить свои ноги, суставы и мышцы ног в хорошем состоянии. То же можно сказать в отношении привычек к питью сразу после физической нагрузки, столь широко распространенной у обычной публики. Возможно, это одна из причин неправильного дыхания и как следствие - болезни сердца. Отметим, что эти органы наиболее подвержены возрастным изменениям.

И если серьезно заниматься проблемой долголетия, то невозможно пройти мимо удивительной культуры китайских даосов, которые занимаются этой проблемой много веков. Краткое изложение их мировоззрения мы даем по работам ведущих китаеведов В.В. Малявина и Б.Б. Виногродского.

Лучший способ понять, что такое даосизм, - научиться ценить в жизни не умное, даже не доброе, а просто долговечное, неумирающее, что бы то ни было.

Даосизм - это путь цельного существования, в котором умозрение и действие, дух и материя, сознание и жизнь оказываются собранными в свободном, беспредельном, "хаотическом" единстве. Такое единство насквозь парадоксально, и поэтому даосские учителя умолкают, когда от них требуют объяснить их мудрость.

Даосские мудрецы ничего не доказывают и не проповедуют. Они даже не учат какому-нибудь "образу жизни". Их цель - дать верную жизненную ориентацию, указать путь к средоточию жизненного опыта - вечно отсутствующему и вездесущему.

Не знание и даже не творчество, но просто способность "сполна прожить свои жизненный срок" составляли цель даосского подвижничества. С непосредственностью, достойной великой традиции, даосизм утверждал, что мудрость ничего не знает и ничего не умеет, а только питает себя, усваивая всем телом вселенскую гармонию жизни.

Обратимся к даосским представлениям о теле. Во-первых, тело есть нечто заданное нашему опыту: мы рождаемся и приобретаем сознание, уже обладая телом. В сущности, тело и есть наш "изначальный облик, который существует до нашего появления на свет. Это внутреннее, чисто символическое - в конечном счете тело самого Дао - существует "нераздельно и неслиянно" с материальными телами, подобно тому, как чистое зеркало, вмещая в себя все вещи, само по себе не тождественно им, а сила воображения, выявляя все образы, не сводится к предмету созерцания.

Во-вторых, тело мыслится в даосизме как сгусток жизненной энергии или мирового дыхания (ци): даос "не смотрит глазами и не слышит ушами, но внимает жизненными токами. Даосы связывали присутствие сознания с токами энергии и, крови в организме. Иначе говоря, всякое ощущение и деятельность всякого органа в теле заключали в себе семена сознательного существования. Разум - не господин телесной жизни, а лишь одна из ее составных частей. Тот, кто следует Дао, взаимодействует с другими существами в пространстве единого энергетического тела, "сердца Неба и Земли".

В-третьих, тело воплощает и цельность (являясь в этом отношении прототипом Пустоты), и многообразие нашего восприятия. Нелишне напомнить, что даосы рассматривали тело как совокупность большого числа точек, имевших не только физиологическую, но и подлинно космическую значимость: то были своеобразные отверстия каналов, связывающих человеческое тело с "телом Хаоса".

Итак, наш "подлинный облик" существует "прежде нашего рождения". Даосы называли это измерение бытия "прежденебесным" (сянь тянь). Именно постижение Небесной глубины в человеке является целью даосского совершенствования, которое требует от подвижника "завалить дыры сознания", "обратить взор вовнутрь" и прозреть "утонченные", "сокровенные" семена-истоки жизненных метаморфоз. Даосский мудрец "странствует сердцем у начала вещей", схватывает каждое явление в его зародыше. И есть свой глубокий смысл в том, что даосы называли эту внутреннюю реальность жизни Небом - всеобъятным, бездонным, пустым, беспристрастным, сиятельным Небом.

Другое измерение бытия соответствовало опытному и умопостигаемому миру форм, моменту раскрытия мирового круговорота и носило название "посленебесного" (хоу тянь).

"Прежденебесное" знаменует инволюцию, возвращение к "семенам" вещей, к первичному и непреходящему не-действованию как символу всех действии. "Посленебесное" соответствует эволюции, развертыванию вовне, естественному биологическому развитию живых организмов. Учение о "прежденебесной" реальности послужило в Китае теоретическим обоснованием даосских концепций совершенствования как омоложения, возврата к эмбриональному состоянию, давших жизнь популярным образам святых старцев даосов с розовыми щеками и ясным взором младенца. Так в даосской традиции обосновалось стяжание вечной жизненности непосредственно в биологических процессах. Среди органов человеческого тела "прежденебесное" начало воплощается в почках (!) (которые, кстати сказать, формируются прежде других органов), а начало "посленебесное" представлено селезенкой.

С глубокой древности в Китае существовали приемы и методы тренировки тела и духа, высшей просветленности сознания и в конечном счете - бессмертия в вечнопреемственности Великого Пути. Эта практика личного совершенствования со временем стала подлинной сердцевиной даосской традиции. Таких искателей вечной жизни в Китае с древности называли сянь (в русской литературе они именуются по-разному: небожители, бессмертные, блаженные).

Подвижничество даосских сяней включало в себя множество различных практик: гимнастические и дыхательные упражнения, диету, прием снадобий, медитацию, воинскую тренировку и даже использование секса для укрепления жизненных сил. С течением времени эти формы "претворения Дао" становились все более сложными и утонченными, обрастали все новыми деталями, но и все сильнее влияли друг на друга.

Так в конце концов сложился широкий синтез духовно-телесной практики позднего даосизма. У нас не вызывает сомнений дальнейший интерес европейской культуры к прозрениям и методикам даосских Учителей.

Существующие в Китае школы с веками отработанными и выверенными приемами и упражнениями для здоровья и долголетия человека основное внимание уделяют стимуляции "нижнего даньтяня", находящегося в области таза. Например, занимающиеся гимнастикой "цигун" люди накапливают "истинное семя" (чжэнь ци) человека как основу его жизнедеятельности." Истинное ци" образуется при взаимодействии и дополнении "предродового ци" и "послеродового ци".

Приведем вполне доступное упражнение, стимулирующее работу почек. Называется оно "растирание точек яоянь". Разогрев руки потиранием друг о друга, плотно положить их ладонями на области почек. Некоторое время держать руки неподвижно, потом, с силой нажимая на поясницу, вести руки до уровня копчика, затем в обратном направлении, сгибая руку до предела (начинать с 10-20 раз). Области почек "любят тепло, боятся холода". Потирание поясницы благоприятствует деятельности почек.

Другое полезное упражнение: сжать руки в кулаки и их боковыми или тыльными сторонами помассировать круговыми вращательными движениями или постукиванием поясницу. Можно применять технику пощипывания. Количество выполнении не ограничено.

И еще простое упражнение для укрепления почек. Встаньте прямо, руки опустите по швам, ноги на ширине плеч. Делая выдох, медленно нагнитесь вперед. При этом руки как бы скользят вниз по ногам. Нагнувшись до предела, ухватитесь руками за носки ног (можно и за щиколотки). Затем, делая вдох, так же медленно разгибайтесь (руки по-прежнему скользят по ногам).Разогнувшись, отклонитесь назад, а ладонями обеих рук упритесь сзади в поясницу там, где находятся почки. Голова отклонена вместе с торсом, взгляд устремлен вверх. Повторить упражнение четыре-восемь раз.

Все эти упражнения прежде всего активизируют почки, питают "изначальную энергию", стимулируют кровообращение у "врат жизни", обостряют зрение и слух, предупреждают импотенцию, способствуют излечению женских половых расстройств и т.п., что в результате препятствует одряхлению организма.

Одним из высших этапов совершенствования в даосизме являлось гармоническое соединение воды (функции почек) и огня (функции сердца), рождающее новое, качественно более высокое состояние: энергия почек (вода) должна подняться вверх, энергия сердца (огонь) - спуститься вниз, и встреча воды и огня должна, как верили даосы, породить эликсир вечной молодости.

Итак, старение имеет непосредственую связь с энергией почек: если энергия сильна - молодость продлевается и жизнь удлиняется. Поэтому в китайской медицине используются лекарства, в том числе содержащие вещества из половых органов животных, для поддержания почек.

То, что в китайской медицине называется почками, по сути, система гипоталамус - гипофиз - половые железы, в современной медицине. Ученые доказали, что нарушение эндокринной системы и малое выделение половых гормонов приводит к старению человека. Более того, гормональная терапия является одним из основных видов лечения современной медицины. Суть этих теорий одна.

И в заключение приведем опыт борьбы за здоровье М.С. Шагинян: "Прежде всего: не верьте плакатам и книжкам, начинающимся словами "береги здоровье". Ошибка заключается в том, что тут заранее допускается наличие у вас здоровья, потому что беречь ведь можно только то, что уже имеешь. Мы отнюдь не появляемся на свет со стопроцентным здоровьем, отнюдь не представляем собою образцы здоровья, если в данный момент ни на что не жалуемся, не чихаем и не кашляем. Просто мы тратим, не раздумывая, отпущенный нам капитал возраста, ту потенцию, тот запас нервной и прочей энергии, которые отпущены нам природой и являются исходными моментами здоровья, но отнюдь еще не самим здоровьем. Как и все ценное, здоровье надо сперва создать для себя, а потом уже сохранять.

Подобно миллионам других моих современников я смолоду тратила отпущенную мне энергию нерасчетливо и бездумно. Ведь если есть "запасы" здоровья, то есть определенное количество, которое по мере пользования уменьшается и даже исчезает, то как же, значит, важно уметь пользоваться ими разумно, расчетливо, бережно (обратим внимание, насколько такое поведение соответствует Сатурну в Козероге! - авт.).

Трудно перечислить все те пути и тропинки, какими я подвигалась вперед, чтобы выбросить вон весь капитал, полученный от матери-природы. Укажу только на одну дорожку, по которой мы все часто ходим: на культивирование (иначе слова не подберешь!) раздражительности. Жизненный опыт учит нас, что постоянное "дерганье" человека в разные стороны, когда он хочет и ему нужно сосредоточиться, необычайно повышает его раздражительность. Можно прямо сказать, что ни одна физическая травма не приносит столько вреда человеческому организму, как эта травма раздражительностью, самоистребление той желчью, какую изливаешь на окружающих.

Перетрата природных сил, переедание, перенапряжение, связанное с бурной раздражительностью, наконец, - общий для всех нас грех, - полное отсутствие правильного режима труда и отдыха - быстро гнали мой организм к катастрофе. Но, катясь, словно с горы, вниз, я цеплялась за обычные средства помощи себе: за врачей, за лекарства, за клиники и санатории. Куда только ни приходилось мне окунаться за последние сорок лет! И в Мацесту, и в целебные воды Цхалтубо, и в ессентукскую грязь, веруя во всякую бумажку с магическими буквами Rp, - но так как причины, приводившие меня в негодность, оставались на месте, то и целители не помогали, а вред они нанесли.

Какой вред? Каждое курортное лечение, проведенное пассивно, с полным доверием к процедурам как к таковым и без малейшего участия в них собственным творческим сознанием, усиливало мою способность простуживаться. Появились насморки. Участились ангины. Каждая перемена обстановки начиналась непременно с гриппа, а годы не шутят, и если с простудой легко справиться в 30 лет, то в 60 лет она делается серьезной и очень затяжной.

И вот вся эта вавилонская башня плохо организованной жизни, состоящей из перерасходов, закончилась для меня неизбежной катастрофой. В 62 года, схватив ларингит, я пережила очередное чувство жуткой беспомощности перед болезнью, которая "ползет": ларингит пополз вниз, он захватил трахею, потом бронхи, он изводил кашлем и, наконец, зажег легкие. Полгода я провалялась с двухсторонней пневмонией на кислородных подушках и с избытком свободного времени на размышления. Тогда-то я и поняла, что здоровыми не рождаются, здоровье мы сами должны себе создавать, а создав, - крепко беречь. Подписывая мне последний бюллетень, врач посоветовал "беречься от простуды". Но я уже твердо решила, что не бежать от простуды, не "бояться" ее, а идти на простуду приступом, стать сильнее, чем ее угрозы, - вот к чему нужно стремиться, если хочешь прожить с удовольствием остаток жизни.

Начать закалять свой организм в 62 года, да еще после тяжелой пневмонии, когда страшишься дуновения воздуха от раскрываемой двери, - казалось бы, затея сумасбродная. И все-таки я на нее решилась. Дело было ранней весной. Со всеми предосторожностями принялась я создавать себе здоровье. Каждое утро, вставая, начала растирать все тело сухим мохнатым полотенцем и проделывала это с месяц. Потом стала мочить полотенце в теплой воде, отжимать его, обтирать сперва спину и тотчас насухо растирать ее другим, сухим, полотенцем, потом руки и так далее. Температура воды в течение месяца менялась от теплой до комнатной, а через месяц я перешла на холодную воду и на этом остановилась на целый год.

Летом следующего года эти холодные обтирания, ставшие для меня такими же необходимыми, как ежедневное мытье лица, я начала заменять сперва комнатным, потом и просто холодным душем, а когда душа (в дороге) не было, то обыкновенным обливанием. Не сразу и не всегда это было приятно, а главное - этого не всегда хотелось. Первое время, вставая, думалось не без содроганья: опять натягивать непромокаемый чепчик, обувать соломенные туфли, лезть под холодный душ. И подчас побаивалась простуды, даже чувствовала ее - в ознобе, в стремлении к теплу.

Но я побеждала это сопротивление, твердо, уже по опыту убедившись, что как только холодные, частые брызги обожгут тело, сразу не только станет тепло, но и жалко будет уходить из-под них, а потом, в мохнатой простыне, почувствуешь это тепло и свежесть, как запас жизненных сил на весь рабочий день.

Одновременно с таким постепенным закаливанием я придумала и другое. У меня бывали частые насморки, а в эвакуации, во время войны я подхватила воспаление слизистой носа, с которыми не могли справиться никакие мази. И вот я придумала перед душем, умываясь холодной водой, неизменно мылить и в носу, но так, чтоб ни мыло, ни вода не раздражали гайморовой полости, т.е. не втянулись глубоко. Это было фактически холодным промыванием ноздрей. Вместе с ним я приучила к холодной воде и зубы, десны и миндалины, начав чистить и полоскать рот не теплой, как раньше, а холодной водой из крана, и с намыленной ладони такой же холодной водой прополаскивать горло.

В течение двух лет у меня совершенно исчезли насморк и воспаление слизистой носа, освободились от пробок миндалины, а раньше врачи в один голос советовали как последнее средство операцию. Прекратились и частые простуды. Я почувствовала, что начинаю создавать себе здоровье... И как бережно, с какой благодарностью захотела хранить и оберегать его!

Но закалка - это лишь первый шаг на пути к здоровью. Можно ли успокаиваться, когда вы каждый день носите на себе вместо положенных вам по росту и возрасту 55 килограммов целых 70 килограммов веса, т.е. почти на пуд больше!

А вокруг говорили: в этом возрасте опасно сокращать пищевой рацион, ослабите сердце, наживете дистрофию. Советовали гимнастику, массаж, есть вместо трех раз по восемь раз в сутки, но понемножку, и когда я расшифровала это "понемножку", я с ужасом убеждалась, что такого количества в жизни своей не поглощала за день. Другие усиленно рекомендовали лечение голодом.

Мне часто помогало голодание как психическая самозащита организма: во время сильных волнений, больших и острых переживаний я никогда не ела и не ем, иногда дня по три, по четыре, не испытывая от этого никакого неудобства и даже не замечая этого. Перед большим напряжением, например, вечерним докладом, я с утра не беру крошинки в рот, а после довольствуюсь только простоквашей с сахаром. Однажды в Узбекистане я почти не ела и не пила в течение целого месяца, - от жары, от личных переживаний, инстинктивно, как не едят иногда звери, - и чудесно перенесла это (отметим еще раз, что разумное ограничение в пище - самое мощное средство продления жизни, что многократно доказывалось учеными - авт.).

Я знаю по опыту, как легко, сбросив на голоде 5 килограммов, тотчас после него обрасти десятью лишними. Вопрос питания - это вовсе не изолированный вопрос диеты, а комплексный. На мой взгляд, расплывчавость у людей сидячих профессий, делающая их постепенно беспомощными рабами своей собственной тягостной плотности, нередко совпадает у них с утратой бодрости и свежести, какого-то важного интереса, того, что русский человек так хорошо назвал "изюминкой". Я именую это про себя болезнью нарастающего душевного равнодушия: оно ли разводит лишний вес в человеке, или этот лишний вес начинает душить в нем "изюминку" - факт тот, что в теле человека, в его мускулах, в его характере и мышлении исчезает та вдохновенная крылатость, когда мгновенно снимаешься с насиженного места, ищешь, а не боишься, новизны, чувствуешь течение времени, как музыку, а не как пожар, и сколько бы тебе ни было лет, всегда в мускулах своих, как птица в крыльях, хранишь память о движении, о счастье движения и готов сдвинуться, полететь. Вот это я считаю в человеке ощущением своего здоровья.

И здесь я перехожу к тому, что лично мне помогало и помогает бороться и сбрасывать лишние килограммы, когда я начинаю ими обрастать. Ни гимнастика, ни массаж, ни диета, ни курорты и рецепты, а интерес к жизни, который не всегда горит в человеке с одинаковой силой, временами глохнет от нервной и физической усталости, но должен хотя бы тлеть под пеплом, чтобы его можно было раздуть. Прекрасное в жизни - это возможность ее творить, вмешиваться в ее течение, вкладывать в нее и от себя нечто настоящее, хотя бы оно было очень маленькое и его никто не увидел и не увидит. В этом и заключен тот интерес, которому нет конца и предела, лишь бы человек сумел хоть однажды почувствовать его в себе. И тогда изнутри, от коры мозговых полушарий, от капитанского мостика в организме человека, дается такое властное бодрящее: "встряхнись, оживи!", что все становится легким, и отступает тайный враг человека, тяжесть.

Вспыхивающее чувство радости бытия, выражаемое в остром, творческом интересе к нему, - это, конечно, комплексное чувство. Много раз оно помогало мне в моей борьбе за физическое здоровье - и оно снимает с вас лишние килограммы, умеряет болезненную потребность есть, уничтожает ту страшную тягу "жира" к "жиру", заставляющую толстых людей тянуться к пище, и бросает в движение мысли, эмоций, мускулов. Из всех видов физкультуры я люблю больше всего самый простой и самый доступный - ходьбу пешком. Но не какую-нибудь дозированную по дорожкам, от и до, а странствование всякий раз по новым местам, наслаждение в одиночку всем неожиданно прекрасным, что разворачивается перед тобой и в красотах природы, и в созданиях человеческого труда. В одиночку, потому что так лучше и глубже воспринимается и думается. И я всегда замечала в этих странствиях, что здоровье - как любовь: когда ты, как стрелу, натягиваешь всего себя на жизнь, оно вдруг приходит и говорит тебе: "А вот и я."

Закончим труд словами столь любимого нами И. Канта: "Две вещи наполняют душу все новым и возрастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее размышлять о них - звездное небо надо мной и моральный закон во мне".

Астрология и долголетие: Введение
Глава 1. Расчет и анализ распределения планет по знакам Зодиака
Глава 2. Анализ аспектов между планетами
Глава 3. Примеры анализа космограмм долгожителей
Психология и астрология долгой жизни
Звезды Ориона - Путь Ора © Copyright 2020
System is Created by WebEvim