Библиотека
``Звезды Ориона - Путь Ора``

Мистерии Таисия Черного

Рассказы Таисия Черного

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Пара странных этюдов в проеме между домами

Солнце светило ослепительно белым. Она стояла у окна, и казалось, вглядывалась в причудливые кружева проплывающих облаков.

- Смотри, оказывается из твоего окна видно море.

- Правда? - спросил он как-то рассеянно.

- Да, вон там, - и она указала рукой на промежуток между соседними домами, большими шестнадцатиэтажными "свечками", нависающими, словно динозавры над жалкими, вытянутыми через весь двор низкорослыми "хрущобами". Какое-то время она любовалась собственным открытием, а потом сказала:

- Ты знаешь, мне всегда хотелось взлететь и долететь до горизонта, попытаться лететь с большей скоростью, чем он от меня удаляется... Глупо, да?

- Нет, не очень. Я часто летаю за горизонт, в детстве мне казалось, что все люди это делают.

- И что ты там видишь?

- Разное, я бы вообще не ставил так вопрос.

- А как?

- Ну, не знаю... Мне проще научить летать, нежели объяснять, что я там вижу.

- Ой, научи меня!! - она заулыбалась и захлопала в ладоши, как ребенок.

- Сейчас не время.

- А когда?

- Во всяком случае, полдень для этого мало пригоден.

Вообще, сейчас лучше бы заняться чем-то более приземленным. Вот, помой посуду, например...

- Ты никогда не воспринимаешь меня серьезно!

- Что ты, я правду говорю, разве ты не чувствуешь?

- Ладно, - ответила она и обреченно пошла к раковине.

Кран заскрипел тугой резиной, и зажурчала вода, разбиваясь множеством капель и струй о гору посуды. Какое-то время она молчала, разбавляя тишину звуками трущейся металлической мочалки и звоном стекла и металла. Он что-то зашивал из своего снаряжения, к ремонту которого не подпускал никого, затем как-то, между прочим, спросил:

- Ты видела картины, где бы имелся глубокий дальний план?

- Да, конечно! Айвазовский?

- Не только. Айвазовский сам по себе, может, и хорош, но в смысле того, о чем я буду говорить, он безнадежно плох. По-моему, во всяком случае.

- Что же тогда годится?

- Питер Брейгель, Леонардо, Дали, Рерих, да мало ли? Что по-твоему их объединяет?

- Ничего.

- Абсолютно?

- Абсолютно.

Он оторвался от шитья и посмотрел на нее размазанным взглядом.

- А ну-кась, посмотри на море, которое ты нашла, еще разок.

- Прям сейчас?

- Немедленно! Она подошла к окну.

- Ну и что?

- Представь, что между домами не море, а картина моря, скажем, в моем исполнении.

- Ой, не надо о грустном!

- Перестань! Скажи что общего между, теперь уже моим творением, и произведениями вышеозначенных гениев?

- Опять ничего.

- Врешь! Нет, я бы поверил тебе, если бы перед этим ты не стала бы мне говорить по поводу полетов, или, может, ты тогда соврала?

- Точно, - едва слышно проговорила она, - Нет, точно!! - она уже кричала, - Тянет!!

- Ага, поняла!!

- Точно! Тянет за горизонт!!! Как я раньше-то этого не видела?

- Молодец, а я думал, ты у меня совсем дура!

- Спасибо!

- Не обижайся, это цитата из классики.

- Слушай, а что мне с этим делать?

- С чем?

- Ну, с этим разговором.

- Как что? Теперь ты знаешь, как летать.

- Ни черта я не знаю!

- Да, похоже, я поспешил с классической похвалой. Ладно, теперь тебе надо найти свое время и место.

- А что значит "мое время и место"?

- Ну, в, общем-то, им может быть и эта кухня. По существу, это место, где происходит твоя реализация. Прорыв, если хочешь. Мне кажется, что такое место должно быть где-то в горах, где далеко видно. Знаешь, сядешь так где-нибудь на обрыве и дух захватывает, горизонт как будто на другой планете, так далеко. Вот сядь там и устремись туда, куда ты хочешь лететь и все получится.

- Врешь!

- Как знаешь.

- Ну ладно. Слушай, а скажи почему я раньше там моря не видела?

- Да мало ли чего ты не видела...

- Ну, брось! Это окно - мое любимое место во всей квартире. Я здесь часто стою...

- Что ты хочешь от меня услышать?

- Ты отвечаешь, как будто отбиваешься, ты не находишь?

Он опять уткнулся в шитье.

- Нет, ты ответь мне! - ее взгляд, казалось, был готов просверлить его насквозь.

- Да нет, я не отбиваюсь, просто я не знаю, что сказать.

Что бы я ни ответил, это повлечет лишь следующие вопросы, на которые я, скорее всего, опять не буду знать что сказать, да меня, признаться, эти ответы и не заботят. Ну не было раньше моря, а теперь есть. Скорее всего, и его скоро не будет. Не до того мне...

- Ну откуда оно взялось?

- Не знаю, кто-то его придумал, может быть... или что еще. Ну, слушай, я правду говорю. До какого-то предела мне было это интересно, а дальше я все это забросил. Все равно, не с нашими мозгами в это соваться, да, скорее всего, и не человеково это.

Она села на табурет и уставилась на него широко раскрытыми глазами.

- Слушай, я не люблю нестандартных ситуаций. Сейчас я не знаю как мне реагировать...

- Это хорошо. Значит настроение передано! Я и сам не знаю как мне реагировать. Попробовал разок слетать за горизонт - получилось. А дальше стали появляться виды. Думал - "крыша поехала". Полностью пить бросил. Я и так совсем чуть-чуть по этому делу проходился, а теперь, думаю - нет! Раз такое раскрылось, видать чего-то особенного мир от меня ждет, ну а фантазии больше, чем на алкогольную завязку не хватило.

- Ты что хочешь сказать?

- Да ничего... Ты хотела на море? - ты его получила. Включилась в мир своим порывом и нате вам... Моря желаете? - Получите! И расписываться не надо.

- Слушай, а что если...

- Да можно, но сама туда не ходи, есть там пару нюансов, без которых тебе назад не выйти. Я их случайно расковырял.

- Что у тебя за слова такие, аж противно!

- Какие есть. Мы гимназиев - сама понимаешь...

- Слушай, а может сходим?

- Прям сейчас?

- А когда? Оно же уйдет, говоришь.

- Да нет, не уйдет, ежели ты опять куда-то не полетишь.

- Ну, все равно, пойдем, а?

- Ладно, - он бросил шитье и они, не дожидаясь вечно вонючего, исковерканного лифта, сбежали вниз по лестнице. Проем был обыкновенный, через него пробегали дети, и женщины спешили с авоськами к продмагу, воткнутому в бок одной из шестнадцатиэтажек. Дома отбрасывали тень и поэтому сам проем выглядел просто ослепительным. Собственно, это была уже окраина города и дальше тянулись выжженные пустыри, которые отсюда казались почти белыми. Прогрохотал трамвай, унося измученных зноем людей куда-то еще дальше, в сторону нефтебазы.

- А где море?

- Да погоди ты. Оно ж не для всех, оно только для тебя открылось, ну и я вроде как сбоку припеку. Пойдем!

Он взял ее под руку, и они подошли почти вплотную к проему.

- Я тебя прошу, - сказал он, - не оборачивайся до тех пор, пока я тебе не позволю. Хорошо?

- Ну, хорошо, а зачем это?

- Так! Или ты мне обещаешь, или мы возвращаемся на кухню!

- Ну ладно... Слушай, а это не опасно?

- Немного, если ты себя будешь вести как попало. Пойдем, и не забудь, что я сказал.

Они прошли в проем и на выходе их обдало белым жаром раскаленного песка, который неизвестно откуда взялся. Не было ни трамвая, ни пустырей. Кругом один песок и шагах в пятидесяти море. Настоящее голубое море, совсем не похожее на то, что на восемьдесят процентов состоит из людей.

рис. Ольги Аникиной

- Ой!..

- Идем вперед! Не оборачивайся!

- Я боюсь!

- Молчать! Идем вперед!

Она покорно зашагала, но ноги не слушались, подворачивались. Она постанывала и тихонько читала какие-то молитвы.

- Все, можешь обернуться, - разрешил он.

Сначала она боялась, как-то топталась на месте, а потом резко повернулась и вскрикнула - города за спиной не было!

- А-а-а-а-й!!! - она упала на колени и схватилась за голову.

- Брось, все нормально. Иди, искупайся.

- Я боюсь! Пошли назад! Немедленно выведи меня отсюда! Слышишь?

- Да брось ты, теперь уже торопиться некуда. Представь, что я не могу тебя вывести. Что тогда? Перед тобою Вечность, или просто вся жизнь, что в данном случае практически одно и тоже. Нет больше суеты, работы, денег... Живи и радуйся. Веди помаленьку натуральное хозяйство, рыбу лови - и все проблемы...

- Ты чего несешь? Выведи меня, я тебе говорю!

- Ладно, пошли. Только имей в виду: я бегать туда-сюда не буду! Попала в этот мир - возьми от него все, что он тебе предлагает. Глупо не воспользоваться такой возможностью.

- Господи, да где мы хоть находимся-то?

- Не знаю, скорее всего, на берегу моря.

- Но это не наше море!

- Какая разница?

- Разница та, что я даже не знаю можно ли в нем купаться.

- Купаться можно в любом море, правда, в некоторых два раза

- первый и последний. - Он улыбался.

- Очень остроумно.

- Ладно, пошли назад.

Они двинулись в обратную сторону и вскоре дошли до того места, где начинались следы. Еще миг и они увидели прохладную тень, отбрасываемую домами.

Ее трясло, и она предпочла вонючий лифт неуместной в данном случае физкультуре. Они опять сидели на кухне и он, как ни в чем не бывало, по-прежнему зашивал дыру в рюкзаке.

- Может, ты объяснишься?

- Что ты хочешь услышать?

- Что все это было?

- Знаешь, я не силен в философии и даже в физике. Я не знаю, как все это называется, ты ведь жаждешь названий, не так ли?

- Ну, давай без названий.

- А без названий я тебе просто расскажу то, что ты видела не хуже меня.

- Я не понимаю, почему ты все время пытаешься выскользнуть?

- Нет, это я не понимаю, почему ты меня пытаешься загнать в угол? Или ты хочешь сказать, что море я сотворил? Так сказать, в твою честь? Идея, конечно, романтичная, но по-моему это просто идиотизм!

- Прекрати паясничать! Ответь мне на несколько вопросов, я могу на это рассчитывать?

- Конечно.

- Как часто появляются подобные картины?

- Не часто. Не знаю...

- Откуда они берутся?

- Тоже не знаю. Правда, я замечал, что когда в устремлениях за горизонт меня приносит куда-нибудь, то вскоре та же местность появляется между домами. Ты, наверное, хотела на море и, устремившись за горизонт очутилась там. Было?

- Да, как будто...

- Вот. А что это такое, там - параллельный мир или Бермудский треугольник мне все равно. Есть и ладно.

- Слушай, ты какой-то странный, да об этом надо на весь мир трубить, это же сенсация, это изучать надо!

- Зачем?

- Ну, чтобы знать!

- Ну и знай себе на здоровье, изучай. Кто ж тебе не дает? Но зачем мне здесь во дворе нужна свора киношников с ихними размалеванными бабами - убей, не пойму!

- Нет, ты какой-то странный.

- Да нет, я нормальный. Это ты дитя века, вскормленное стереотипами. Тебе мир дал подарок - пользуйся! Хочешь дачу построй там на берегу, а хочешь - вообще навсегда поселись и никто тебя там никогда не найдет. Тишина и покой. Ни войн, ни эпидемий, ни проблем с правительством...

- Нет, это ты ходячий стереотип! Дачу построить... От проблем сбежать... Да мир чихал на тебя, есть ты или нет. Сдохнешь завтра, никто и не вспомнит, кроме меня. Миру что собака, что ты, - все одинаковы. Какие там подарки... Просто ты оказался немножко сильнее других, сумел что-то придумать, оказаться в нужное время в нужном месте, и вот тебе открылся новый эффект. Почему бы не поделиться со всеми? Даром...

- Потому что на роль Моисея я не гожусь. Я считаю, что каждый сам должен найти выход из плена, а вывести весь наш чумазый измученный кагал через этот узкий проем между домами... - он пожал плечами, - по-моему, это нереально даже с точки зрения физики.

- Мы говорим на разных языках.

- Возможно, только я со своих позиций не сойду. Каждый должен найти свой выход сам, иначе то, что для них найдут другие, очень скоро превратится в грязный затоптанный подземный переход... Так уже бывало в истории и не раз. Приходили пророки и кричали, что белое - это есть белое, и что не надо мудрствовать лукаво. Но потом они умирали и появлялись умники, которые записывали их учение, и после, когда потомки читали по написанному, то оказывалось, что белое-то оно, конечно, белое, но иногда, при определенном освещении может выглядеть, как серое, а в военное время, если понадобится народу, так и вовсе может стать черным. Так-то.

- Ты прям какой-то мракобес...

- Пусть так, что дальше?

- Дальше я сама попробую что-то сделать. Ну, может, заинтересовать кого-то...

- Слушай, ты, по-моему, не совсем адекватно оцениваешь ситуацию. Во-первых, ну приведешь ты к проему какого-нибудь вшивого корреспондента, а дальше что? Ведь его проем не пропустит. И пойдет он себе на трамвай, в совершенной уверенности, что ты куда-то удрала.

А во-вторых, и это главное - ты ведь не знаешь как возвращаться. И экспериментировать не советую.

Она села на пол и схватила голову руками.

- Жарко сегодня...

- Да, есть малость.

- Знаешь, я никогда не любила море. Я была к нему равнодушна. Почему появилось именно оно?

- Опять - нате! Откуда я знаю? Не лезь ты в это! Видимо, в тот момент вся твоя натура более всего соответствовала именно этому образу... Ну, это я фантазирую. А, может быть, что это не ты, а мы вместе соответствовали этому образу. Вдруг существует такое понятие, как ментальный союз? Важно на самом деле другое. Проходя, люди меняются, я это заметил, и меняются навсегда. Ты уже не та, что была утром.

Она молчала, обхватив руками колени. Потом она опять заговорила, уже без прежней уверенности:

- Да, ты, наверное, прав...

Он не ответил и лишь тихонько ругался, проталкивая иглу через кожаную накладку. Она встала и подошла к окну. За сероватым стеклом был все тот же город, жаркий, качающийся в горячих струях воздуха, поднимающегося от асфальта, заполненный грохотом трамвая и ребячьими воплями.

Ее взгляд проколол небо и устремился за горизонт, который был хорошо виден над соседней пятиэтажкой. Она задумалась и зажгла сигарету.

"Горизонт - это кажущаяся линия соединения земли и неба" - всплыла в голове переиначенная цитата из учебника. "Или это тоже явление? Часть Мира?.. "Она отвлеклась, и ее взгляд упал в промежуток между домами, где виднелась ковыльная степь и проплывающие над ней облака...

Евпатория, август 1993

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Звезды Ориона - Путь Ора © Copyright 2020
System is Created by WebEvim